Логотип компании Langame
Все города
Назад
Изображение для новости

7 причин не открывать компьютерный клуб

« Составить бизнес-план, посчитать расходы и доходы, провести SWOT-анализ… Да не, бред какой-то! Мне приятель, который играет в компьютерные игры, рассказал, что компьютерные клубы сейчас на хайпе и это очень прибыльный и простой бизнес. Другой друг продал второй папин гелик и открыл собственный компьютерный клуб с блекджеком и кальянами, и теперь чилит там по выходным. Чем я хуже? » 

Своими глазами наблюдал все это и еще с десяток интересных сценариев, по которым люди открывают свой первый компьютерный клуб (КК).

Меня зовут Дмитрий Лукин, я - основатель сети "F5 Центр киберспорта" и LANGAME, и давайте разберемся, какими ошибочными идеями иногда руководствуются те, кто хочет открыть компьютерный клуб?

Вот 7 самых частых заблуждений при открытии КК

  1. Заблуждение №1: «Компьютерный клуб — это простой бизнес»

  2. Заблуждение №2: «Инвестируя в компьютерный клуб, ты ничего не теряешь»

  3. Заблуждение №3: «Компьютерный клуб — это пассивный бизнес, который не требует серьезных усилий»

  4. Заблуждение №4: «Компьютерный клуб — это киберспорт»

  5. Заблуждение №5: «Компьютерный клуб — не про бизнес, а про удовольствие»

  6. Заблуждение №6: «Можно открыть компьютерный клуб на 10 компов и попробовать»

  7. Заблуждение №7: «Открою компьютерный клуб и получу очередь из спонсоров»

Заблуждение №1: «Компьютерный клуб — это простой бизнес»

Нет. Компьютерные клубы — сложный бизнес, в первую очередь потому, что он работает 24/7. А значит, вы круглосуточно должны быть готовы решать любые проблемы. А по закону Мерфи, если что-нибудь может пойти не так, оно обязательно пойдет не так. У вас может возникнуть какое-либо ЧП, например, кто-нибудь устроит потасовку в клубе. Что-нибудь может протечь — от канализации до потолка. Обязательно что-нибудь навернется — от компа до интернета во всем клубе. 

Вариантов того, что может пойти не так — прям до хрена. И большая часть этих вещей происходит в самое неудобное время: по ночам, в выходные, в день рождения вашей собаки.

Кроме того, КК — сложный бизнес с точки зрения операционки. Заработать денег на компьютерном клубе может быть той еще проблемой. Даже если у вас потрясающая идеальная реклама и маркетинг  (а таких не бывает), то в сутках все равно 24 часа, а у вас — ограниченное количество компов. Есть объективное время, когда клуб не загружен — глубокая ночь и первая половина дня. Есть физическое ограничение для часа пик: вы не посадите больше человек, чем у вас есть компов.

Заблуждение №2: «Инвестируя в компьютерный клуб, ты ничего не теряешь»

На самом деле теряешь достаточно много. По моему опыту, ты теряешь до 50% своих инвестиций в открытие новой локации. 

На чем теряются эти деньги: всевозможные комиссии риэлторов и агентские, проработка помещения — дизайн-проект, кондционеры, вытяжка, вентиляция. В конце концов — время (не важно, ваше или вашего сотрудника) — каждый час работы стоит денег.

Дальше вы делаете ремонт. Как и любые неотделимые улучшения помещения, все это останется вашим арендодателям, вы не сможете забрать его с собой. Одними из самых серьезных расходов могут стать вентиляция и кондиционирование, а также любые вещи, связанные с монтажами. Потому что любой сложный монтаж по факту останется на объекте, либо даже хуже — при выезде вам еще придется потратиться на демонтаж. 

Так что если для вас 50% изначальных инвестиций — это «ничего не теряешь», тогда да, ничего не теряешь. Конечно, есть клубы, которые заходят в полностью готовое помещение или не делают никакого ремонта. Но раскрутить клуб с убитым ремонтом, без вентиляции и кондиционирования будет гораздо сложнее.

Вы могли слышать истории о предпринимателях, которые вошли в бизнес КК и продали клуб с прибылью. Но это как выиграть в лотерею — цена на комплектующие последние 2 года то дешевеет, то дорожает практически в 3 раза. Открыть и продать клуб с прибылью — это исключение из правил, а не рабочая стратегия.

Заблуждение №3: «Компьютерный клуб — это пассивный бизнес, который не требует серьезных усилий»

Как вы поняли из первых двух пунктов, если считать, что КК — пассивный бизнес, то в нем можно очень так пассивно утонуть.

Когда вы открываете первый клуб, будьте готовы к тому, что вы должны будете во все вопросы погрузиться сами и разобраться в них. И один из главных вопросов, который за вас никто не решит — кадровый. Индустрия КК полностью изменилась с момента своего появления, «правильно» управлять компьютерными клубами никто особо не умеет, персонал приходится буквально взращивать в рамках вашей команды. 

Специфика КК такова, что управляющий и администраторы должны одновременно и уметь находить общий язык с гостями, и быть на ты с техникой и сетевой инженерией. Только если все работает как часы, ваш клуб будет считаться хорошим, а посетители будут возвращаться.

Собрать информацию о том, как должен работать компьютерный клуб, и специфику бизнеса еще недавно можно было только ногами. Пять лет назад я сам ездил по клубам, сидел в них, анализировал, общался и собирал информацию. Позже стало немного проще: начались первые конференции по тематике КК, появилась площадка от Nvidia, которая начала объединение клубов. 

Сейчас, когда появилсяlangame.ru, объединяющий игроков рынка, получить нужную информацию и советы из первых рук о работе КК стало гораздо легче. Но собрать информацию — не значит открыть бизнес, если вы будете пассивной амебой, то кто-нибудь вас обязательно сожрет.

Заблуждение №4: «Компьютерный клуб — это киберспорт»

В идеальном мире, где розовые пони какают бабочками и все правильно, компьютерные клубы — это киберспорт. Да, он зародился именно в компьютерных клубах. Сейчас на профессиональной киберспортивной арене очень много выходцев из компьютерных клубов девяностых-нулевых. Но в период ковида и дальше почти весь киберспорт ушел в онлайн. Из-за этого компьютерные клубы как площадки трушного киберспорта перестали быть востребованными. 

Вытащить профессиональных игроков из уюта их домашних кресел, где они «лутают» хорошие деньги, в какой-то клуб, где они заработают гораздо меньше, — нетривиальная задача. Почти наверняка вы не соберете постоянную команду, не найдете сразу партнеров, а значит, вы будете проводить турниры в убыток.

КК — это не киберспорт, это бизнес по сдаче компьютеров в аренду. У людей, которые приходят в клубы, свои драйверы и мотивация, киберспорт не входит даже в первую пятерку этих причин. 

Заблуждение №5: «Компьютерный клуб — не про бизнес, а про удовольствие»

План открыть компьютерный клуб, чтобы чисто по фану с друзьями каточки покатать — не имеет ничего общего ни с бизнесом, ни с удовольствием. Потому что КК в этом случае будет постоянным источником геморроя, съедая финансы и время. 

Вы же не идете открывать бар, просто потому что любите пить пиво? Так и с компьютерным клубом. Если вы хотите открыть КК чисто в качестве хобби, откройте что-нибудь другое. 

Конечно, свой клуб вы можете использовать как вариант досуга, но это не должно быть самоцелью открытия клуба.

Заблуждение №6: «Можно открыть компьютерный клуб на 10 компов и попробовать»

Очень маленький компьютерный клуб никогда не окупится не потому, что вы плохо старались, а потому что существует математика.

Например, у вас 40 компьютеров, а в 24 часах в сутках и есть объективно не самые активные периоды (глубокая ночь, раннее утро). Скажем, каждый компьютер вам приносит 50 руб. в час, а максимальную загрузку клуба, по моему опыту, вы сможете показать в районе 60%. Перемножаем все и получаем нашу эффективность. 

Обычно точка безубыточности клубов наступает в районе 30-35% загрузки. То есть меньше 30% загрузки КК в сутки — уже убытки, ниже 20% — серьезные убытки. А чем меньше у вас посадочных мест, тем математика жестче.

Заблуждение №7: «Открою компьютерный клуб и получу очередь из спонсоров»

Не самое частое заблуждение, но с таким я тоже сталкивался. Открывающие компьютерный клуб ожидают, что к ним выстроится очередь из всяких производителей железа, кресел, периферии и т. д., готовых заплатить, чтобы взяли их продукцию, которую увидят, полюбят и потом купят себе посетители КК.

Сразу же развею этот миф — ваш клуб никому, кроме вас не нужен, все вендоры хотят ПРОДАТЬ вам свою продукцию. Да, может быть вам что-то подарят: одно кресло, одну какую-нибудь отвратную мышку или клавиатуру. И то чаще всего для этого подарка нужно купить других наименований товаров на ХХХ ХХХ и более рублей.

Не мечтайте, что у вас будет какая-то внезапная многомиллионная поддержка или рекламные контракты от каких-нибудь вендоров. У них такой же бизнес, как у вас, им нужно заработать на вас деньги.


0 комментариев

Loading balls image