Привет, на связи LANGAME.
«Процветание нашей индустрии возможно только при увеличении всего рынка в целом», — часто повторяет основатель LANGAME Дима Лукин. По его мнению, один из способов увеличить рынок и продвинуть отрасль целиком — развитие массового, а не профессионального киберспорта. Более подробно об этом и причем тут Слава Buster — расскажет сам Дима.
Давайте сразу начну с главного — киберспорт ради спорта клубам не нужен. Потому что в клубы не ходят действующие киберспортсмены — это не наша аудитория. Но зато любительский киберспорт может работать как способ привлечения новых гостей. И более того, формировать новую потребность — ходить в киберклуб ради того, чтобы стать киберспортсменом.
То, что этот трек реален подтверждает опыт микс-турниров F5 Центр киберспорта, с которых начинали многие знаменитые киберспортсмены. Среди них экс-игрок Virtus.pro Давид n0rb3r7 Даниелян, знаковый для комьюнити Counter-Strike скаут Алексей OverDrive Бирюков, профессиональный тренер Дмитрий Hooch Богданов, чемпион по CS2 Кирилл Boombl4 Михайлов и, конечно, Слава Buster Леонтьев. Самый известный игровой стример России, герой публикаций Forbes, заработавший более $2 млн, тоже участвовал в миксах F5.
Вообще клубы занимают довольно уникальное положение. С одной стороны, с них и начался киберспорт. С другой, большой киберспорт с бюджетами и спонсорской поддержкой, будем честны, от них далек. Потому основная аудитория, которая приносит доход индустрии (если прибегать к аналогии с футболом), — те, кто любит играть в кайф с друзьями, а не кто мечтает стать Лионелем Месси.
Но при этом ребятам с улицы, которые мечтают о киберспорте, надо где-то начинать — набираться опыта, проникаться атмосферой соревнований, социализироваться и находить тиммейтов. В конце концов, играть на продвинутом дорогом железе, а далеко не у всех есть на это деньги. Поэтому наша идея состоит в том, чтобы развивать прежде всего любителей. Дать трек молодым ребятам. А если оставаться с ними в контакте, на дистанции можно получить ощутимый приток аудитории для своего клуба.
Плюс, какими бы крутыми не были большие онлайн-турниры, у LAN-форматов всегда будут два преимущества. Во-первых, это fair play — возможности отсечь читеров. Во-вторых, атмосфера. Раскатывать оппонентов, сидя плечом к плечу с друзьями, — всегда будет давать не только лучшую эффективность, но и особые эмоции, незаменимые никаким онлайном. А вообще про плюсы LAN-формата и проблемы киберспорта в клубах Паша Голубев подробно говорил в этом нашем видео.
Да, надо понимать, что микс-турниры для любителей — это история про инвестиции вдолгую. Наивно думать, что даже небольшие бюджеты и, условно говоря, упущенная прибыль от аренды компьютеров, занятых под организацию турнира, вернутся быстро. Нет, это игра на дистанции в несколько лет. Но как я уже говорил, если не вовлекать новую аудиторию и работать только с той, что уже есть, — рынок расти не будет. Резюмируя, LAN-турниры, особенно большие, — работа, которая обернется результатом для тех, кто мыслит в перспективе ближайших 5-10 лет.
В целом, проведение больших турниров — тема для нас не новая. Помимо соревнований в F5, в 2023 году мы при поддержке нашего партнера Knight провели Knight Challenge. Это была всероссийская серия турниров между клубами по 4 дисциплинам: Counter-Strike 2, Valorant, Dota 2, Мир Танков. Получилось одно из самых масштабных LAN-соревнований в стране: 700 участников из 32 клубов в 28 городах целый месяц соревновались за призовой фонд в 512 тысяч рублей. Событие собрало более 4 млн просмотров и 45 тысяч уникальных зрителей трансляций.
Турнир получился обсуждаемым и свои задачи выполнил, но, честно сказать, команда от объемов работы на протяжении двух месяцев просто умирала. Поэтому в 2024 году мы занялись реструктуризацией, чтобы вернуться сильнее и со схемой, которая позволит проводить глобальные LAN-события чаще. В итоге амбиции наши не утихли, но мы сделали несколько выводов.
- Пусть лучше это будет турнир по одной дисциплине, но популярной. Можно будет его провести, собрать фидбек и адаптировать процесс под другие ивенты.
- У этого события должна быть ценность, помимо призового фонда, которая привлечет людей.
- Клубы вместе с организаторами должны принимать активное участие в вовлечении новых игроков.
- Обеспечивать приток новых и ротацию опытных киберспортсменов, чтобы они не доминировали, а пушили аудиторию и учили новичков.
- А в идеале для этого нужна собственная киберспортивная платформа, доступная только для соревнований в компьютерных клубах.
Почему я об этом говорю? Потому скоро что-то будет. Следите за обновлениями.
0 комментариев
Представитель клуба Ланнер
Если хотите оставить комментарий или оценить ответ, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.