Для создания компьютерного клуба необходимо учесть множество факторов, которые так или иначе влияют на вашу выручку: систему вентиляции, закупаемое железо, месторасположение... И качественный интернет является одним из них.
Понимая всю важность этого аспекта, стоит задуматься, как сделать, чтобы он работал стабильно, а его скорость полностью устраивала и вас, и гостей.
Давайте попунктно 👇
1. Выбор провайдера
К сожалению, не все крупные операторы связи (МТС, Мегафон, Ростелеком и т.д.) имеют возможность подключения в вашем районе/регионе. Также популярный бренд не гарантирует стабильности – в наше время никто не застрахован от проблем с доступностью тех или иных ресурсов, подключением и обрывами в работе, т.к. провайдер по всем своим правилам предоставляет выход в мир интернета от своей «сети», а дальше работает всемирная паутина интернета и маршруты связи между разными провайдерами. Да и ТСПУ (технические средства противодействия угрозам) блокируют все больше и больше удаленных узлов для подключения, практически не разбираясь, что конкретно они блокируют, а это в последнее время не только YouTube, но и любимые геймерами Fortnite, Warzone и т.д.
Поэтому выбирать нужно надежных провайдеров, у которых реже всего встречаются проблемы. Но как понять, какой из существующих надежный? Определить качество работы выбранного оператора можно по отзывам и личному опыту при посещении ближайших компьютерных клубов. Тестируя у соседей интернет, обращайте внимание на такой важный для геймеров параметр, как пинг в играх.
2. Количество провайдеров для подключения
Наша главная рекомендация – это обязательное наличие основной и резервной линии подключения. Из первого пункта сразу понятно, что никто не застрахован от проблем, и если у провайдера случится авария на линии, то ваш клуб просто встанет, гости уйдут, так еще и будут недовольными, что кратно снижает шансы на их возвращение.
❗️ Одна из глобальных ошибок клубов – это подключение и основной, и резервной линии от одного и того же провайдера. В 90% случаев такое решение от аварии не спасет. Значит, выбирать резервного провайдера нужно по возможности с другим маршрутом в интернет, т.е. чтобы связь не проходила через один и тот же магистральный узел.
О чем речь? Может произойти такая ситуация, когда провайдеры из одного города под названием ООО «Город» и ООО «Город2» фактически будут работать через одно оборудование, например, от МТС, и если этот МТС упадет, то сразу оба провайдера станут бесполезными.
Для примера можем привести простой способ с использованием команды tracert в командной строке. Путь до одного и того же ресурса с трех разных провайдеров, где у двух провайдеров есть пересечение магистрального оборудования, и в случае падения данного магистрального провайдера или же проблем на нем оба провайдера могут пострадать.
Конечно, нужно учесть, что у многих провайдеров несколько «аплинков», но в регионах бывают ситуации, когда мелкие провайдеры слишком долго на это реагируют, а третий провайдер идет абсолютно по другому маршруту.
3. Скорость подключения
При грамотной настройке маршрутизатора в клубе можно без проблем добиться отсутствия потери пакетов во время активных матчей у гостей, даже если у вас 100 Мб/c.
Но помните, что в наше время для игр достаточно часто выходят патчи, и весят они далеко не мало. Следовательно, чем больше скорость интернета, тем выше комфорт гостей при скачивании обновлений.
Да, чтобы упростить этот вопрос, можно использовать различные системы хранения игрового контента, например: гибридную или бездисковую системы (ещё есть дополнительные вспомогательные сервера на основе LanCache), чтобы упростить этот вопрос. Но в случае час пиков, когда все компьютеры заняты гостями, то все равно придется упереться в потолок скорости, предоставляемой провайдером.
Теперь про резервный интернет… Он на то и резервный, чтобы в момент аварии клуб смог дальше исправно работать, хоть и на меньшей скорости. Поэтому для «запасного» интернета хватит и 100 Мб/c, т.к. редко когда авария длится больше 10-12 часов. Здесь важно задуматься о том, как настроена работа с резервным интернетом на сетевом оборудовании и какие сценарии использования могут быть.
4. Основные поинты по подключению от провайдеров
Первое – это способ подключения в сетевое оборудование. Тут существует несколько вариантов: провайдер даст либо прямой кабель витой пары, либо оптоволокно, либо поставит свое промежуточное устройство, которое не всегда подходит для нужд клуба и может глючить, несмотря на то, какое хорошее железо после него. Также у вашего сетевого оборудования может не быть порта SFP. Об этом надо подумать заранее и прикупить медиаконвертер, т.к. провайдер может его не предоставить.
Второе – это перспектива оформить статический IP-адрес. Клуб может спокойно функционировать и без него, но если, например, техник на выходном, то по динамическому IP-адресу при появлении проблем ему будет труднее подключиться. Это касается как основного провайдера, так и резервного.
Бонусом существует вероятность [не 100%], что при оформлении статистического IP-адреса вам вдобавок сменят маршрут, что стабилизирует или даже улучшит пинг в играх.
5. Выбор маршрутизатора для клуба
На этом пункте очень многие совершают ошибки, покупая роутеры домашнего сегмента, что-то наподобие маршрутизатора TP-Link за условные 3000-10000 рублей. Да, подключить и настроить на нем провайдера можно без проблем, но он не рассчитан на работу 20 и более устройств одновременно, причем тех, что гоняют пакеты в интернет и обратно практически 24/7.
Подобный маршрутизатор не только не вытянет заявленную провайдером скорость, но и при почти 100% нагрузке можно будет сразу же прощаться со стабильностью передачи пакетов в играх, т.е. происходит Packet Loss. Что это?
Потеря пакетов (Packet Loss) – ситуация, когда пакеты вообще не достигают места назначения. При этом возникает необходимость повторной отправки одних и тех же данных, что приводит к странному поведению игры.
В наше время идеальным вариантом являются маршрутизаторы 500+ Мб/с, такие как MikroTik RB5009UG+S+IN или MikroTik RB4011iGS+RM. Но никто не запрещает брать более новые и мощные модели…
Заключение
О том, что из себя представляет интернет в компьютерном клубе и что нужно для его стабильной работы, мы рассказали. Но знайте, это лишь часть объемной темы под названием «Сетевая инфраструктура», о которой, кстати, Саша Зинчеев уже успел рассказать.
А если у вас остались еще какие-либо вопросы, смело задавайте их в открытом и закрытом чатах 😉
0 комментариев
Представитель клуба Ланнер
Если хотите оставить комментарий или оценить ответ, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.