Всем привет! С вами Дмитрий Лукин, и в этом выпуске я хотел бы осветить моменты и сложности, с которыми вы можете столкнуться при открытии компьютерного клуба, предостеречь вас от подводных камней и стереотипов на этом пути. И самое главное – объяснить, что бизнес компьютерных клубов не является простым: он требует тщательной подготовки и серьезной квалификации вашей работы.
Наша индустрия овеяна мифами о компьютерных клубах прошлого, переплетающимися с текущими реалиями. Мы, в рамках развития клубной культуры, очень заинтересованы в формировании правильного имиджа нашего бизнеса и хотим, чтобы наша индустрия имела такое же право, как любой другой вид бизнеса.
Кстати, для любителей послушать и посмотреть у нас есть видео на канале LANGAME по данной теме – милости прошу.
А для тех, кто любит почитать на досуге – усаживайтесь поудобнее, сейчас все изложу.
Миф №1. Компьютерный клуб – пассивный бизнес
Часто сталкиваюсь с людьми, считающими, что в этом бизнесе достаточно купить компьютеры, поставить их в помещении, и они начнут работать сами. Ничего подобного!
Да, может, это не так сложно, как открыть ресторан, но здесь тоже есть свои проблемы: работа компьютеров, работа и обучение персонала, контингент, особенности круглосуточной работы… Пассивным этот бизнес назвать уже нельзя. Если вам кто-то продает, что этот бизнес не требует никаких усилий, то, скорее всего, перед вами мошенник.
Знайте, что при построении клуба под ключ подрядчик зарабатывает на стройке вашего клуба, но он не заинтересован в его дальнейшей работе и развитии. То же самое касается и управляющих – это наемные люди, которые не заинтересованы в приумножении вашего дохода. Управляющий, за которым нет должного контроля, может начать приносить вам убыток разными способами: от недополученной прибыли до прямого воровства. Из-за такой халатности ваша планируемая прибыль, например, из 700-800 тыс. рублей может превратиться в 100-200 тыс. рублей.
Огромное количество заблуждений у людей, которые покупают франшизы. Франшиза не гарантирует вам доход, как он есть. Это не управляющая компания, которая построит за вас все процессы. От такой сделки вы можете получить бренд, маркетинг, консультации, но даже при таких условиях, бизнес остается вашим. Если вы хотите получать прибыль, то вы должны погружаться в него первые полгода-год с момента открытия, и лишь потом вы можете слегка ослабить контроль.
Отдельно хотелось бы затронуть администраторов. Многие люди в маленьких городах оставляют клуб на попечительство админов, считая, что они не будут воровать в силу, опять же, маленького города, высокой зарплаты. Да и вообще, все люди идеальные. К сожалению, это не так. Я призываю всех контролировать своих администраторов и их действия. Кстати, у нас уже выходила статья на эту тему, где мы рассматривали 20 способов, как администратор обманывает заведение.
Когда мы брали свой первый клуб, по выручкам было заявлено 600 тыс. и по прибыли порядка 200-300 тыс. рублей. Я полез рассматривать все более детально, пообщался с персоналом, и понял, что больше половины прибыли (около 300-350 тыс.) администраторы просто “зарабатывают”. Получается, что и выручка у тебя уже не 600-700 тыс., а ~1 млн, и прибыль не 200-300 тыс., а 600-700. Это и подтолкнуло нас потом заниматься собственным софтом. Каждый раз думаешь, что все, нет больше лазеек, но найдется админ, который умудрится отыскать новую “дыру”.
Подводя черту в этом блоке, хотелось бы сказать, что компьютерный клуб, как и любой другой бизнес, не потерпит от вас пассивности. Дойдя до определенной вершины, вы можете на какой-то момент ослабить контроль за бизнесом, но на долгосроке это приведет к незамедлительному падению.
Миф №2. Компьютерные клубы – это легко
Завез оборудование, поставил, а оно само начало работу – это так не работает. Для удобства разобьем все на подразделы.
1. В большинстве случаев это круглосуточный бизнес .
Подразумевается, что разбудить вас или поднять на уши можно в любой день недели и в любое время суток. Такому бизнесу все равно, отпуск у вас, праздник или трагедия, а потому вовлечены вы в него будете 24/7. В любой момент может позвонить администратор и сообщить, что у него что-то случилось. Этим “что-то” может быть что угодно:
- пропал интернет;
- нет электричества;
- пьяные гости в клубе;
- поломка оборудования;
- протек потолок;
- затопила канализация и прочее.
И самое неприятное, что эти ситуации предугадать почти невозможно.
2. Клуб это достаточно дорогая “игрушка”, в которой стоит много дорогого оборудования.
Полностью покрыть эти риски на текущий момент вы никак не можете – страхование игрового оборудования у нас не настолько хорошо развито. От этого вы испытываете постоянный моральный груз, потому что у вас стоит энная сумма миллионов в каком-то помещении с какими-то левыми людьми, и вообще, что с этим оборудованием происходит? Переживание и моральный груз – ваши спутники в этом нелегком деле.
3. Вы работаете в сфере услуг, где имеете дело с большим количеством людей, при этом в достаточно низком чеке.
Чаще всего такие люди обладают не самыми высокими нравами, и нередки ситуации, где такой контингент будет вести себя некорректно, и администраторам не всегда удастся это разрулить. Так как это сфера услуг, вы достаточно часто будете сталкиваться с разными проверками: на вас могут нажаловаться, к вам могут вызвать полицию, роспотребнадзор и прочее.
Честно скажу, что я до сих пор не привык к проверкам – это постоянно выбивает тебя из колеи и рушит планы на день. Это значит, что необходимо явиться с документами, обсудить проблему, ее причины – и это просто жалоба. Если это действительно проверка из каких-то структур, то процесс может затянуться на несколько дней. А в нашей стране, по законодательству, чаще всего прав потребитель.
4. Вы ограничены по выручке и прибыли.
Это связано с тем, что в сутках 24 часа, у вас ограниченное количество мест, а значит продать больше времени и мест, чем у вас есть, вы не можете. Отсюда вывод, что вам необходимо постоянно оптимизировать расходы. Например, вместо закупки нового оборудования, вы должны придумать, как починить или модернизировать прежнее.
Многие считают, что увеличить выручку вдвое можно просто увеличив рекламу вдвое. Но в случае с затратами это так не работает, потому что нет готовых инструментов для этого. Только после полного понимания, как и на чем строится ваш бизнес, вы сможете адекватно резать затраты не в ущерб вашему делу.
Поэтому компьютерные клубы – это нифига не легко. Вам потребуется постоянный рост компетенций, чтобы ваш бизнес процветал. Естественно, мы не говорим про ситуацию, если ваш КК является “игрушкой”.
Миф №3. Компьютерные клубы = киберспорт
Откуда взялся этот миф? Начнем с логической цепочки в представлении большинства людей о киберспорте:
миллионные охваты и бюджеты
↓
крупные ивенты с известными командами
↓
все это окружено огромным количеством денег
↓
деньги эти строятся вокруг компьютеров и компьютерных игр
↓
ПК и игры есть в компьютерных клубах
↓
получается, компьютерные клубы = киберспорт.
Нет, это не так.
Большинство киберспортивных мероприятий можно рассматривать как маркетинговую деятельность. То есть пул партнеров дает денег на проведение какого-то маркетингового события, снимаются площадки, приглашаются звезды. Но все партнеры идут туда в первую очередь, чтобы инвестировать деньги и получить аудиторию.
С клубами все обстоит примерно так же: они могут проводить кибермероприятия в своих локальных комьюнити, но не будут получать деньги, а лишь привлекать дополнительную аудиторию и повышать ее лояльность.
Заработать же на такой аудитории не получится, потому что большинство киберспортсменов привыкли, что ивенты проводятся бесплатно или за маленький взнос, который не окупает все организационные расходы. Выстроить такую систему, чтобы киберсоревнования в КК стали профитными – практически невозможно. Вам придется:
либо дотировать эти турниры из своего бюджета;
либо привлекать сторонних партнеров, которые дадут вам дополнительные деньги в призовой фонд или в саму организацию и подобное.
Клубы могут выступать как площадка, куда приходят и что-то на ней проводят, но систематически зарабатывать на киберспорте они не смогут.
Заработки в киберспорте, о которых все слышат, это уровень Тир-1. Ни один клуб, в принципе, не может позволить себе такой масштаб, а также содержание киберспортивной команды уровня Virtus.pro, TeamSpirit или Gambit . Бюджеты там совсем другие, они сравнимы со стоимостью открытия нескольких компьютерных клубов. Да, лет 5-10 назад многие бывшие выходцы из компьютерных клубов взобрались на киберспортивный Олимп. Поэтому у молодежи остался шлейф, что через КК можно попасть в киберспорт. Проблема в том, что у нас напрочь убита система Тир-2, Тир-3 соревнований, которая раньше как-то, но существовала.
Клубы могут работать на это, но они будут только инвестировать в это деньги и никак не забирать. Основной заработок КК будет строиться на сервисе для обычных, казуальных игроков, которые приходят с желанием комфортно провести время и поиграть в игры. Это должно быть в голове у всех, кто открывает свой компьютерный клуб.
«Мы можем заработать маленькие копейки, ну а рекламные миллиарды в любом случае попилят крупные корпорации.» © Дмитрий Лукин
Хотелось бы сделать ремарку, что одна из задач LANGAME: добиться того, чтобы клубы стали частью киберспорта. В нашем видении киберспорт это такой же спорт, как и все остальные его виды в нашей и других странах. Но парадокс – у киберспорта нет своего объекта инфраструктуры в отличие от того же футбола или хоккея.
В идеале, клубы могли бы стать тем самым объектом, где люди могли бы заниматься e-спортом: обучаться, тренироваться, участвовать в каких-то соревнованиях. В рамках проекта LANGAME мы и хотим это сделать. Чтобы была какая-то нормативная база, чтобы киберклубы, при выполнении ряда условий, могли быть признаны спортивными объектами и получали какие-то льготы. В целом, чтобы бизнес КК смог срастись с киберспортом, и обе стороны могли получать профит от совместного взаимодействия.
Много идей, как это развивать, мы обтачиваем в своих клубах “F5 Центр киберспорта” – регулярно проводим турниры, рассматриваем разные их форматы, а также варианты вовлечения простых игроков в турнирный движ. Все это ради того, чтобы адекватно выстроить лесенку от Тир-4 до Тир-1. Грубо говоря, выходит что-то вроде последовательности: “внутришкольный” турнир → турнир в рамках района → города → области → России.
В текущей ситуации, когда Россия оказалась в некотором роде отрезанной от всей остальной киберспортивной инфраструктуры, мы видим возможность построить киберспорт “здорового человека” в нашем понимании.
Миф №4. Компьютерные клубы – сверхприбыльный бизнес и надежная инвестиция
В представлении многих людей КК выступают центрами сверхприбыли или вариантом надежной инвестиции. Дело в том, что оба этих пункта являются двумя сторонами одной медали – вы либо получаете сверхприбыль, либо надежность инвестиций. В первом случае это чаще всего рисковые активы, куда вы можете войти, а можете все потерять (почти как в казино – 1/36). А во втором случае – это банки, где большой прибылью и не пахнет.
Отсюда и выводы:
во-первых, два этих тезиса ни в коем случае нельзя смешивать;
во-вторых, все это рассматривается через риски и доходность, где величины прямо пропорциональны.
Инвестиции
Для меня клубы не выглядят гипернадежной инвестицией, потому что у вас есть возможность потерять примерно половину стоимости любого клуба. Объясню, почему.
Берем открытие клуба с нуля. КК на 40 машин с актуальным железом, которое прослужит от 3 до 5 лет, обойдется приблизительно в 8-10 млн рублей. Из этих денег почти половина идет на инфраструктурные вещи, типа вентиляции, кондиционирования, ремонта. Отсюда вывод, что половина ваших инвестиций, по факту, уходит в “бетон”. Жить без затрат на комфорт гостей можно, но и уровень сервиса скорее всего будет никудышный. А в случае открытия рядом с вами заведения выше уровнем, вы просто не сможете выдержать конкуренцию.
Еще один пункт – компьютерные клубы являются не совсем ликвидной инвестицией. Одно дело акции, облигации и прочее, что можно быстро вернуть в денежный вид продажей. Здесь же мы имеем дело с крупными инвестициями в конкретную локацию, где никто не может купить у вас половину или четверть клуба, от чего пул потенциальных покупателей вашего бизнеса сокращается. Тут работает простое правило: чем дешевле выставляешь – тем быстрее купят. За рыночную стоимость и реальные инвестиции в этом объекте, вероятнее всего, продать этот бизнес вы не сможете, при условии отсутствия сверхприбыли.
Сверхприбыль
Почему чаще всего сверхприбыли в компьютерном клубе невозможны? Продолжим на том же примере с клубом в 40 мест. Вы сдаете эти места по цене 100р/час, и ночь стоит примерно 500 рублей. Агрегируя эти цифры, вы получаете, что среднестатистический клуб, работая 24/7, за один месяц может заработать ~2.400.000 рублей.
Далее более сложная математика – по сути, вы не продаете час за 100 рублей. Средняя эффективная стоимость часа будет составлять от 60 до 70 рублей, в зависимости от ваших бонусных программ, акций (по моему опыту примерно 30% с часа это и срезает). Соответственно, ночь тоже будет стоить дешевле. С такими вводными вы получаете еще меньше – ~1.700.000 рублей.
Теперь набрасываем момент, что 100% загрузки в КК физически быть не может, потому что люди не будут сидеть в вашем клубе целыми сутками, у них есть и другие дела. Реальная загрузка компьютерного клуба – это порядка 35-40%, в хороших случаях – 50-55%, но никак не 100%. Имея уже эти вводные, средняя выручка КК составляет ~900.000 рублей, а после из этого вы вычитаете обыденные траты (аренда, электричество и пр.).
Хорошая прибыльность КК – это около 30%, возможно, 50% годовых, если вы будете качественно делать свою работу. Соответственно, прибыль в таких условиях вы начнете получать где-то через 2-3 года. И не забывайте, что железо вам придется менять через 3-5 лет, а это очередные затраты.
Заработать на этом бизнесе можно, но сверхприбыли здесь ждать не стоит. Если кто-то рассказывает вам о баснословных 200% прибыли годовых, пожалуй, таких людей стоит сторониться.
Подводя черту, хотелось бы сказать, что КК – это капиталоемкий и долгосрочный бизнес. Он не предполагает наличие сверхприбыли в моменте, а также требует от вас достаточно большой работы, прежде, чем станет надежной инвестицией. Соответственно, если вы планируете инвестировать деньги и забыть о них, получая лишь дивиденды, то компьютерный клуб не про это. Он про постоянную работу.
Миф №5. В компьютерных клубах можно разбогатеть не только на аренде ПК
В этом пункте хотелось бы объединить сразу группу мифов, посвященную альтернативным источникам заработка компьютерных клубов.
1. Халява в том или ином виде.
Самое прикольное, что я слышал, это: приходит человек, открывающий КК, к какому-нибудь бренду с предлогом “у меня будет клуб, а давайте вы мне все бесплатно дадите: видеокарты, процессоры и прочее?”.
Не-а. Бренды привыкли инвестировать в рекламу много денег, и клубы не являются для них целевой рекламной площадкой, потому что не могут сгенерировать такой маркетинговый масштаб. Да, бывают разовые истории, откуда, собственно, и берутся слухи, что какая-то площадка что-то от кого-то получила бесплатно. Но на поверку чаще всего оказывается, что это неправда, и все за всё платят.
Не стоит думать, что, открывая КК, вы можете прийти к какому-то вендору и просто взять деньги – никто их вам не даст. Вы можете получить расширенную гарантию в программах поддержки вендора или скидки на мебель, периферию. Но это скидки, и железа они редко касаются, так как из-за маржинальности продажи железа бренд не даст вам топовый подарочный сет в комплекте с видюхой или процессором.
2. Турниры.
Да, в их подготовке и реализации могут участвовать различные вендоры. Мы в рамках F5 проводили турниры с их поддержкой, и я знаю еще ряд людей, которые так делают. Партнер действительно может выделить деньги, продукцию, либо поддержать вас медийно. Но не стоит думать, что раз бренд дал вам средства, то он будет делать это постоянно. Взамен чаще всего потребуются какие-то материалы высокого качества с должной подачей. И если вы провалитесь с этим, то следующую поддержку вы вряд ли получите.
Поэтому я всех настоятельно призываю, что если вы получаете какую-то поддержку, то ее в любом случае надо отрабатывать, так как партнер инвестирует в вас денежные средства, желая получить обратный результат.
3. Майнинг.
Сейчас, когда пишется эта статья, майнинг не является самым актуальным способом заработка, потому что курсы упали, крипта на дне, но рассказать об этом все-таки стоит. Уже были 3-4 волны, когда КК считали майнинг золотой жилой и открывались по принципу “не найдем пользователя, так хоть намайним денег”. В реалиях клуба майнинга хватает, чтобы окупить электричество и, возможно, затраты на персонал, но не более. По факту, занимаясь майнингом, клуб заработает кратно меньше, чем на своей основной деятельности, да еще и угробит свое оборудование.
Соответственно, превращать свой клуб в майнинг-ферму я никому не рекомендую. Это не должно быть вашим основным бизнесом. Для этого существуют профессиональные крипто-фермы, где все механизмы продуманы и направлены только на эффективный фарм валюты.
4. Часто в бизнес-планы вносят киберспортивные мероприятия, корпоративные мероприятия, даже свои собственные киберкоманды, которые не участвовали в соревнованиях, но процент от призовых получали. Эти доходы нерегулярны, и вы не можете их прогнозировать, в связи с чем включение их в бизнес-план искажает вашу бизнес-модель.
Аксиома компьютерного клуба: у КК есть два основных источника дохода – это аренда компьютерных мест и сопутствующие продажи (еда, напитки, кальяны и пр.). Для среднестатистического КК доля доходов с “сопутки” будет составлять порядка 20-30% от выручки с ПК.
Итоги
В этой статье мне хотелось развенчать заблуждения о КК и “снять розовые очки” с инвесторов. Компьютерные клубы, как и любой другой бизнес, подходят каждому, но в силу своей специфики подразумевают ряд сложностей и предполагают сильную вовлеченность в процессы. Ваши активные действия в отношении себя, своей команды, да и в целом заинтересованность, сделают этот бизнес рабочим и доходным. Главное, что вы должны усвоить для себя – в этом бизнесе потребуется много работы.
0 комментариев
Представитель клуба Ланнер
Если хотите оставить комментарий или оценить ответ, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.