Всем привет! С вами Дмитрий Лукин – основатель экосистемы для компьютерных клубов LANGAME. В сегодняшней статье мы обсудим мебель для компьютерных клубов, поговорим о моём практическом опыте в создании столов и использовании различных кресел.
Статья будет структурно разбита на две части:
1. Первая часть будет касаться кресел.
2. Вторая будет посвящена столам.
И отдельно затронем тему интегрированных игровых мест.
Но прежде чем мы начнём, хочу напомнить, что у нас есть открытый и закрытый чаты.
В открытом чате мы рады всем, кому интересна тематика компьютерных клубов и индустрии в целом.
В закрытом собираются управляющие и владельцы компьютерных клубов, которые обсуждают различные вопросы индустрии в более конфиденциальной обстановке.
Завершаем нашу маленькую рекламную интеграцию и переходим к главной теме.
1. Кресла
Собственно, с чего начиналась история мебели в первых компьютерных клубах? С самых обычных табуреток и стульев. Если вы так или иначе были знакомы с компьютерными клубами девяностых и нулевых, то часто могли встретить такие модели, самые дешевые и не беспечивающие должныого уровеня комфорта. Но это как раз тот самый переходный период, показывающий, чем индустрия старая отличается от индустрии текущей.
А теперь перейдем к креслам, которые я получил в нагрузку к своему первому клубу Avenger на метро Семёновская:
Обычное офисное кресло на колёсиках
Простой и очень тяжелый по весу стул
Оба варианта ломались достаточно быстро, ибо человек весом 110-120 кг, севший в первую модель кресла на колесиках, отправлял его в нокаут сразу же. Второй вариант было очень тяжело двигать, и они ломались опять же от большой нагрузки. Хотя стулья были удобные, и в них можно было качаться, но при этом, если ты качнулся чуть сильнее нормы — креслу хана. И таких погнутых набиралось за год работы клуба где-то 80 шт.
DXRacer Formula
Вместе с офисными и простыми креслами мне перешли первые DXRacer Formula. На тот момент они были в эксплуатации уже два года, и именно на них мы проработали долгое время. А когда в клубе у тебя находятся обычные офисные кресла и DX, волей-неволей, но начинаешь сравнивать, как гости на них реагируют. Очевидно, что сидеть в геймерском кресле в компьютерном клубе гораздо удобнее. Но в тот момент меня ещё убила их цена: в розницу они стоили 18000 - 25000 рублей. Поэтому из-за желания сэкономить я привёз в клуб первые китайские кресла, которые, к сожалению, не сохранились. Отжили они у нас ровно год, а стоили по 65 долларов с привозом. Это были ноунейм кресла, но геймерские, чем-то отдаленно напоминающие кресла DXRacer.
Позже я познакомился с "Патриотом" из Воронежа, и мы заколабились. С того самого момента я полюбил данную компанию и довольно долгое время работал только с ними. Да и сейчас не могу сказать ничего плохого о DXRacer. Они для меня по-прежнему являются неким стандартом кресел, который я уважаю. Вопрос, правда, в том, что некоторые устраивающие меня модели выводятся с рынка, а на новых качество начинает проседать. Возможно, сказывается конкуренция с другими брендами, и потому в погоне за удешевлением качество кресел начинает заметно падать.
Возвращаясь к моему практическому опыту, на "формуле" я просидел 5 лет. Притом цвета зон соответствовали цвету кресел. Это была такая фишка — стилизация. Правда, довольно дорогая. У меня каждый раз обливалось сердце кровью при смене кресел. Дешевым вариантом решения проблемы было натягивание чехлов. С одной стороны, вроде бы выглядят ОК, а с другой — их надо было стирать, особенно в летнее время. В идеале они должны были быть одноразовыми под каждого гостя, но один такой чехол стоил где-то 1500 тыс. руб., и в конечном итоге пользоваться ими становилось не очень-то бюджетно. Перешивать кресла мне показалось идиотской затеей. Объясню почему: помимо того, что теряется внешний вид, у вас также начинаются проблемы с ручками и проблемы с фурнитурой, где-то отваливаются детали, обдирается крестовина, а ещё колёсики переставали ездить. Так что купить новое кресло становилось проще, чем обслуживать старое.
DXRacer AIR
Ещё у DXRacer есть модель, которую никто не смог повторить — это AIR. У меня такое кресло в персональном использовании дома и в офисе. Но это скорее летний вариант, потому что зимой я всё-таки использую кресло с экокожей. DXRacer Air очень удобное, и такие же кресла мы используем в ряде наших клубов, например, в випках на Соколе. Хотя безумно дорого — 28000 или 30000 рублей за одну штуку, но это того стоит. Однако, к сожалению, такие кресла перестали выпускаться.
Кресла из Китая
Эти простые офисные кресла достались при выкупе клуба на Коломенской. И по фото вы можете наблюдать, к чему приводит их эксплуатация в компьютерном клубе: рама погнута, тканевые локти все засалены, колёсики испортились. И на момент выкупа клуба эта модель находилась в использовании уже год. А когда вы, приходя в клуб как потребитель, видите такое, садиться на это нет никакого желания. Но я прежде всего хотел показать, что происходит с офисными креслами в компьютерном клубе и почему они являются делко не лучшим решением.
Cooler Master
На протяжении всей своей работы я старался экспериментировать и никогда не ограничивался только DXRacer Formula. Так или иначе, мне приходилось сталкиваться с разными моделями: кто-то привозил семплы на тест, у кого-то выкупал готовый клуб с мебелью. Так в 2019 году мне довелось поработать с креслами Cooler Master. Многие знают, что у нас есть партнёрские отношения с этой компанией. И в рамках этих партнёрских отношений мне иногда перепадали какие-то модели, которые запускались в работу. Хотя они ничем не отличались от других производителей. Сейчас большинство современных кресел между собой вряд ли чем-то будут отличаться. Потому что в основе всегда будут лежать пенополиуретан и ремни. Вопрос лишь, сколько болтов крепится от ручки к раме, качественно ли проварены швы, какие реклайнеры и газлифты будут стоять. Я же объясню вам, какими тезисами прежде всего руководствуюсь сам. Кресла Cooler Master классные! Правда, у них чаще всего есть одна-две модели и один цвет, которых не так много в наличии. И в нужный момент в определенное количество просто нет на стоке. По цене можно сравнить с DX.
ThunderX
ThunderX3 BC1 перешли ко мне при выкупе клуба "Кибер Спарта". Что в этой модели прикольного? Особо ничего. За полгода использования в прошлом клубе, при условии, что там было очень мало народу, ничего хорошего с этими креслами не произошло: их раздолбали, появились потертости. Удобство тоже спорное, потому что на нём ничего нельзя настроить: не откидывается спинка, не регулируется высота локтей. Обычное кресло, которое по факту ничем не отличается от офисного.
Далее переходим к игровой модели ThunderX3 TC3. Это кресло досталось мне при очередной покупке клуба на Солнцево "VP Bearloga". Обшивка кресла достаточно быстро начинает трескаться. За эти деньги в своё время можно было купить DXRacer. И если их сравнивать по характеристикам, у ThunderX3 было очень много нареканий в процессе использования. В отличие от надёжности первых, эти кресла были явно удешевлены в плане конструкции и менее надежны. При этом по ценам они примерно равны. Имея опыт работы с дистрибьютором этих кресел в России, я не рекомендую их к покупке ни в каком формате. Если сравнивать по массе оба кресла, второе будут тяжелее. А в моём понимании хорошее кресло должно быть тяжелым.
Cougar
Переходим к ещё одному трофею, который также достался мне вместе с берлогой — кресло Cougar. Ну, собственно, по фото можно увидеть его состояние, с учётом, что креслу два года, всё потрескалось. Кстати, важное замечание: у многих кресел дермантин именно трескается, и в разломах он становится крайне жёсткий, что портит вещи. Это проблема и Cougar, и ThunderX. Дополнительно ничего хорошего добавить не могу, как и ничего плохого. По гарантии тоже сказать нечего, но точно знаю, что запчасти на них достать очень проблематично. И когда мне приходилось что-то на кресла докупать, я лез на маркетплейсы. А это двухмесячная доставка. И не факт, что привезут то, что надо. Деталь может не подойти под модель или по размеру. Всё время какой-то брак и проблемы. Честно говоря, все 5 лет постоянно с этим сталкивался. А порой ждать можно было и до 3-х месяцев или даже полгода.
KNIGHT Outrider
Уже ни для кого не секрет, что сейчас в своей работе я использую кресла компании KNIGHT. Почему пересел с DXRacer? Всё достаточно просто! Во-первых, DX стали неразумно дорогими. Во-вторых, какого-то качественного скачка за последнее время использования у компании производителя сейчас нет. Последние кресла, которые были закуплены в 20-21х годах, показали, что период их комфортного использования составляет порядка 2-3 лет. Соответственно, если я переплачиваю и всё равно использую кресло пару лет, то какой смысл гнаться за дороговизной? Плюсом встаёт вопрос наличия, когда тебе нужен стул под срочное открытие клуба. А происходит так, что кресло приходится ждать 3-4 месяца. В моём понимании это недопустимо. И также была проблема с цветовыми гаммами, когда мне нужно было поменять кресла определенного цвета, а сделать этого не представлялось возможности. Кстати, это ещё один момент, почему сейчас я потихонечку отказываюсь от наличия дополнительных цветовых раскрасок в креслах. Гораздо более юзабельней, если видели клуб на Медведково, когда все кресла одной цветовой гаммы. И зоны разделяются по цвету только подсветкой.
KNIGHT Craft
Бренд KNIGHT вышел на рынок 2 года назад. И раздал, на мой взгляд, достаточно большое количество семплов, чтобы получить прежде всего обратную связь. Которая в дальнейшем была ими обработана. Для меня уже первый показатель, что люди не просто так зашли на рынок, чтобы поставить какую-то ерунду. А пришли именно для того, чтобы развивать прежде всего свой продукт. Для меня это, наверное, самое основное. И в результате совместной работы родилось кресло Craft, которое было предназначено для компьютерных клубов и имеет повышенные показатели износостойкости. Я использую их уже семь месяцев, и за этот период был выявлен некоторый брак, который был оперативно исправлен и заменен. И это самое важное для меня на текущий момент.
В работе с данной компанией всегда можно надеяться на то, что:
1. Быстро починят.
2. Всегда будут в наличии необходимые запчасти.
Вам не скажут: “Ой, извините, у нас этого нет на складе. Надо подождать полгода.” Если будут нужны кресла определённой цветовой палитры к открытию нового клуба, а вы, скажем, заранее не предусмотрели этого и не сделали заказ, всегда можно обратиться в KNIGHT, и в течение недели-двух вам изготовят нужную партию. И чтобы просто оценить состояние кресла за год, скажу, что колёсики у всех всегда превращаются в труху, просто потому, что у нас очень большая посадка на них. Но собранный ребятами фидбек позволил им позаботиться о том, чтобы кресло не лопалось и не трескалось. Кстати, хотелось бы отметить, что дешевизна этих кресел не значит низкое качество или то, что компания экономят на этом. При условии, что кресла делаются в России, производитель сильно экономит на транспортных издержках. Да, какие-то элементы закупаются с Китая, но в основе каркаса лежат российские материалы. А чтобы вы понимали, привоз одного кресла с Китая даже самым дешевым способом будет обходиться порядка 1-1,5 доллара. То есть кресло весом 25 кг обойдется в 30-50 долларов, это 3000-5000 руб. И это будет только доставка, не считая таможенной пошлины. Из-за этого продукция иностранных брендов на российском рынке будет выше, чем у любого локального производителя. Собственно, на этом и выигрывает KNIGHT, имея более дешёвую цену.
Лайфхаки
Перед тем как мы перейдём ко второму блоку, хочу поделиться несколькими лайфхаками, которыми мы пользуемся при сборке своих кресел в наших компьютерных клубах. Собственно, что мы делаем:
1. Мы разбираем и затем собираем всё кресло заново. Все детали, которые находятся на резьбовых соединениях фиксируем с использованием фиксатора резьбы. Зачем? У всех кресел, с которыми нам довелось работать, разбалтываются резьбовые соединения. Это нормально. Поэтому при использовании кресел важно все резьбовые соединения максимально подтянуть и уплотнить со всех сторон. Так они прослужат дольше.
2. По поводу колесиков та же история. Ломаются у всех и всегда. В определённый момент они перестают кататься, и их приходится менять. Опять же, имея KNIGHT под рукой, колёсики всегда можно поменять без проблем.
3. Если вы всё-таки экспериментируете с креслами, не надо выбирать нейлоновые и пластиковые основания, т.к может возникнуть проблема, когда нейлон начинает выгибаться и ломаться.
4. Не выбирайте кресло с тканевыми вставками. Они загрязняются, и потом их очень сложно вычистить. Мой совет: кресла из кожи. Решает 90% проблем. По крайней мере, их всегда можно помыть.
5. Не красьте свои кресла! Это очень плохая затея. Были и такие люди на моей памяти, кто пытался покрасить кресло какими-то стойкими красками.
6. Что касается ухода... При таком большом количестве кресел заниматься уходом с помощью каких-то средств потребует немало денег. При этом кресло сильно дольше вам не прослужит. Проще через 2 года кресло выкинуть и заменить новым, чем пытаться его сохранить.
2. Столы
Если вы были в моих клубах, то наверняка видели, что столы там представляют собой большую монолитную конструкцию, на которой располагается несколько игровых мест. В моём понимании не было индивидуальных столов, и за всё время своей работы я сделал где-то 13 разных вариаций этих самых столов. Менялись материалы, оформление, цвет, качество подсветки, кабель-менеджмент, логика сборки. И на этом основывается весь мой путь и опыт. Итак, что касательно моих требований к столам:
Он должен быть тяжёлым. Если кто-то попробует мой стол пошатать, он не сдвинется. Чаще всего, когда стол отдельный и достаточно лёгкий, один кто-то ударит по нему, и вся конструкция начнет качаться. Когда мы делали свои, наша основная задача была избавиться от этого эффекта. Объясню теперь, почему места на нашем столе не огорожены друг от друга. Ни для кого не секрет, что 80% времени клуб стоит неполный и все места в нём не заняты. Таким образом, когда мы имеем стол с единой столешницей, геймер всегда может, условно говоря, заехать рукой на соседнее место. И поэтому в период незаполненности клуба ваши места имеют повышенный уровень комфортности. В моменты пиковых нагрузок ситуация обратная. Но когда вы играете компанией друзей, и ваш друг сидит к вам достаточно близко, вы не будете на него агриться или ещё что-то.
Мы используем стандартные параметры 90 на 60 см для одного игрового места в обычном зале. Этого достаточно, чтобы комфортно разместиться и играть. В VIP-комнатах посадочные места ненамного больше: в среднем 100 на 70 см или 100 на 75 см. В исключительных случаях может быть 110 см. Мы пробовали делать столешницы и 80, и 83, и 85 см, но этого всегда не хватало. А 90 см — это прям оптимальный стандарт. Но важный аргумент, почему подобное работает только в моих клубах — я использую кронштейны с самого начала, благодаря чему свободного места на столе в разы больше, что позволяет как угодно разместить клавиатуру и мышь.
Далее объясню наличие стенки у стола и почему она такая невысокая. Основная ее задача — это кабель-менеджмент и место для хранения девайсов. Она стилистически прячет то, что у вас происходит с обратной стороны столов. Если брать по высоте, то стенка не превышает высоты монитора, и картинка от этого не портится и не создает ощущение ограниченного пространства. Также мы стараемся делать минимальные вертикальные перегородки под столом, чтобы можно было максимально удобно перемещать кресло, а его ручки никуда не упирались. В работе я выбираю тридцать восьмую столешницу из-за удобной и внешне красивой кромки. Она “мягкая” и не цепляется. Про низ стола можно сказать следующее: сильно большие металлические конструкции не используются из-за дороговизны и того, что их надо варить. Стол должен быть достаточно простой и легко собирающийся, поэтому основным материалом для них является ЛДСП.
Когда я только начинал, то руководствовался идеей только пяти мест в ряду! Сейчас от этой философии отошёл и могу сказать, что использую одиночные варианты. И в ситуации, когда мы делаем одно место, то у нас есть тоже стандарт — 120 на 60 (или 70 см, если это VIP-комната). Также в зоне наших столов есть хабы, в которые можно воткнуть либо свои девайсы, либо зарядные устройства. В целом весь кабель-менеджмент у нас проходит по гофрированным трубкам, что является еще одним полезным решением. Дополнительно мы используем замочек под все наши девайсы. Это больше к вопросу их кражи. Понятно, что замочек можно сломать, но при проверке это сразу будет видно. Такая структура места помогла мне избежать краж на протяжении семи лет работы с клубами. По поводу компов наверху: ещё когда не было готовых столов, я уже тогда хотел убирать ПК высоко наверх, чтобы до них нельзя было дотянуться. Чтобы с них нельзя ничего было украсть или что-то вставить. Плюс там куча проводов, которые сверху аккуратно можно спрятать.
KNIGHT
Если вы не используете кронштейны, а компы и мониторы стоят на столе, но хотите, чтобы всё было по-другому, ответ на это решение тоже есть. Просто покупаем готовые столы и на них всё располагаем. Возьмём в пример используемый нами стол TABLE L RED, который делает компания KNIGHT. Его размеры 120 на 80 см без выреза, с вырезом площадь и глубина столешницы сокращается до 60 см. Это прям минимальный стол, который я мог бы поставить в компьютерный клуб. В силу ограниченности пространства по ширине не должно быть стенок, ибо с их появлением расстояние увеличивается до 120 см. Если же поставить ПК на стол, то урезается где-то 20 см и остается 1 свободный метр.
Если вы хотите ровную посадку за таким столом, то компьютер для правшей убирается налево. В таком случае, чтобы подсветка ПК не мешала геймеру, лучше всего использовать закрытые корпуса. Под правую руку остаётся много места для ковра и мышки, а клавиатуру можно расположить как угодно. Призываю, на столах такой глубины обязательно использовать кронштейн. Без него вы потеряете порядка 15-20 см.
Что касательно хабов? В такой компоновке использовать их не имеет смысла, потому что люди всё равно будут пытаться сунуть что-то в комп. Но при использовании кабель-менеджмента необходимо где-то их закрепить с помощью стяжек и саморезов.
Какие есть минусы? Обязательно проверяйте, чтобы стол не качался. Когда делаете металлоконструкции или ещё что-то, обращайте на это внимание. Просите производителя сделать опытный образец для теста, если хотите прибегнуть к готовому решению. Желательно ножки у стола должны быть из металла в силу их долговечности. И тогда вам не придется менять их каждый сезон.
Generic Comfort
Перейдём к модели Generic Comfort, которые мы используем в своём офисе. Сам стол очень классный! Он большой, тяжёлый, сделан из ДСП, а производит и поставляет его на наш рынок компания "Патриот". Но такую версию перестали делать, потому что она не пользовалась спросом. Казалось бы, почему? Потому что стол достаточно дорогой — 20000-30000 рублей. Его размер составляет 150 на 90 см, с вырезом остаётся 70 см. На нём как угодно можно ставить комп, а кронштейн не особо-то и нужен, ведь у вас реально много места. Но по факту только на стол уходит 1,5 кв. м. Напоминаю: в моём случае (90х60 см) вы тратите 0,5 кв. м. Получается, я в три раза эффективнее использую пространство, которое у большинства клубов ограниченно. Помните, каждый квадратный метр вашей площади стоит денег, и он должен приносить доход.
Использование готовых игровых мест в клубе
Моя логика заключается в том, что готовые игровые места являются временным решением, когда вы хотите понять расстановку в клубе. Также они применимы на выездных мероприятиях. Но все же в клубе существуют специфические потребности. Например, в моих столах используются кабель-менеджмент, менеджмент питания и сети. В готовых вариантах такого нет, а если и есть, то стоит подобное огромных денег.
Про цены
Generic Comfort является дорогим и неэффективным решением. Также такой вариант жрет много денег из-за обслуживания и своих размеров. Если не рассматривать VIP-комнаты, то лучше остановиться на варианте попроще — TABLE L RED от компании "Бюрократ". Последняя цена, которую мы заплатили за него, была где-то 7000 руб. Хороший за свои деньги и вполне качественный стол. Опять же, если у вас возникли какие-то сложности, всегда можно прийти к KNIGHT и попросить его модернизировать. Конечно, это не основной профиль их бизнеса, но попробовать стоит. Для выездных мероприятий он тоже хорошо подходит.
Сколько по итогу стоит игровое место у меня? Последний раз мы делали прикидки на Медведково — там один стол обошелся в 12000 рублей. Но в цену входило все: кабель-менеджмент, ЛДСП, диодная лента и хабы. Работа по сборке я не учитывал, ибо этим делом мы занимались сами.
ИНТЕРВЬЮ
А теперь, дабы разбавить немного обстановку, устроим небольшой оффтоп: возьмем у Димы Лукина коротенькое интервью и узнаем его мнение по поводу некоторых аспектов индустрии...
❓ Что происходит с индустрией компьютерных клубов? В каком направлении она идёт?
– Индустрия потихонечку растёт из какого-то хаоса в более упорядоченный вид. Появляется все больше экспертов, на которых можно равняться, игроков, которые могут выступать от лица индустрии, в том числе это делаем и мы. Появляются разные форматы заведений и целые сети, например, Colizeum. Они делают огромный вклад в индустрию, популяризируя компьютерные клубы как отрасль, сотрудничают с блогерами, что тоже приносит свой буст. Если кто-то захочет поработать с клубами, то, вероятнее всего, к одним из первых придут в Colizeum, а потом уже ко всем остальным. Так или иначе, на индустрию обратят внимание.
Наш проект был задуман как альтернатива франшизам, где от лица независимых клубов мы можем транслировать какие-то идеи, делать крупные маркетинговые компании и ещё много чего. Дальше в индустрии, скорее всего, будут формироваться некие стандарты качества, пускай и негласные, но которые укажут, что должно быть в твоем клубе, чтобы он был популярным.
❓ Ты хочешь, чтобы была какая-то стандартизация клубов?
– Нет, не совсем. Я имею в виду, что к этому всё равно рано или поздно придем. Заведения с плохим сервисом так или иначе вымрут, а новые форматы кто-то точно будет пробовать и развивать. То есть будет какой-то набор правил, при которых заведение будет существовать. История про выработку стандартов не всегда идет извне. Иногда индустрия саморегулируется и сама приходит к каким-то стандартам. И в нашем случае, вероятно, так и случится. Притом эти стандарты, скорее всего, будет задавать какая-нибудь франшиза, которая будет показывать, как это должно выглядеть. А все остальные будут просто смотреть и думать, что надо открыться вот по таким трендам индустрии. И, скорее всего, будут какие-то объединения для того, чтобы отстаивать профессиональные интересы. Я думаю, что в том или ином формате нашими или совместными силами появится внутри индустриальная контентная часть, где мы будем делать контент, за которым народ захочет ходить в клубы. Да, есть люди, которые считают, что компьютерные клубы вымрут. На самом деле нет. По одной простой причине: на текущий момент мы удовлетворяем реально существующую потребность в комфортном гейминге. И мы играем не на дефиците.
❓ Что даёт конференция индустрии?
– Начнём с того, что в индустрии становится всё больше и больше народа. Только за прошлый год индустрия выросла на 15% – это 300 или 400 клубов. Соответственно, и участников конференции становится больше. Во-первых, конференция является местом, где можно пообщаться с другими владельцами компьютерных клубов в адекватной обстановке. Дополнительным ресурсом к этому являются чаты. Но в чатах не все готовы выражать свои мысли, может быть, в силу стеснения. А на конференции есть возможность живого общения, а подойти лично становится проще. Во-вторых, в моём понимании конференция – это история про обмен опытом, история про обучение. Ты туда приезжаешь, и твоя основная задача – узнать секреты, понять, что вообще происходит, собрать какие-то тренды. Мы же, со своей стороны, стараемся это всё подсветить, пытаемся дать какую-то дополнительную информационную базу, привлечь экспертов. С точки зрения индустрии конференция является знаковым событием, через которое многие люди об этом узнают. Для нас это отчётное мероприятие, на котором мы представляем всех партнёров, с кем познакомились за год. А дальше происходит так, что на конференцию заходят ещё какие-то партнёры, услышав об этом где-то или узнав от других людей. И когда приходят, видят масштаб индустрии, видят, что это человек 500, приехавших с разных концов России. Конференция – это возможность показать партнёрам масштаб.
Мы себя позиционируем неким проводником от внешнего рынка к рынку компьютерных клубов и работаем с достаточно большой аудиторией, которая находится с нами так или иначе в каком-то контакте. И бренду, соответственно, гораздо проще понять, что здесь рынок уже начинает созревать для того, чтобы с ним начать работать. За счёт этого к нам пришли KNIGHT в своё время, а также другие партнёры. Так что каждая конференция – это лишний повод напомнить всем, что индустрия есть и с ней надо работать. И ещё один важный момент в конференции – это обратная связь, которой люди приезжают поделиться. Одно дело, когда я говорю от себя, это одно мнение. Совсем другое, когда в течение дня тебе человек 60 из индустрии говорят примерно одно и тоже. И это уже целый повод задуматься о возможной смене своих бизнес-процессов, максимально адаптировать свои запросы под нашу общую деятельность.
❓ Клуб клубу конкурент?
– Понимание того, что мы с тобой не являемся конкурентами, приходит не сразу и не всем. Владелец клуба, находящегося на одной станции метро с другим клубом, так или иначе будет считать соседний клуб конкурентом. И тут как бы нет попытки понять, что вдвоём клубы могут сделать не х2, а х2,5 или х3.
Конкурировать можно по-разному, но зачастую конкурирующие лица косвенно не понимают, что они делают только хуже, прежде всего самим себе. Нет, одно дело, когда отрасль выступает за развитие и пытается сделать лучше. Но когда начинается вот эта жёсткая война, тут уже на самом деле начинает рушиться репутация клуба, репутация конкурента и индустрии в целом. Это негативно сказывается на бизнесе. По этой же причине периодически в чатах никто не пишет, потому что боятся, вдруг их секреты расскажут. Честно говоря, в большинстве случаев я знаю секреты почти всех людей, всех клубов, которые есть у нас в России. Ничего экстраординарного я там не услышу и не узнаю. И как раз через свой пример я стараюсь доносить людям, что это не те секреты, которые стоит хранить. Ноу-хау в нашей индустрии на самом деле не так много. В целом это достаточно простой бизнес, и когда люди из него делают секрет – это глупо. Наши чаты как раз и призваны на то, чтобы в них делились своим опытом, фишками. И чаще всего это люди, которые уверены в себе, готовы делиться информацией, готовы рассказывать о лучших практиках. Собственно, на этом, наверное, сообщество и живёт. Хотя конкурентные войны внутри всё равно есть. У нас были посты, где мы в открытую предлагали конкурирующие продукты. Там здоровая конкуренция, мы про всё рассказывали и так далее. Мол, давайте соревноваться в честной борьбе. Но, к сожалению, это восприняли как слабость. И люди решили поиграть с нами в формате жёсткой конкуренции, где такие: “Ну, раз вы дали мне откусить вам палец, я попробую откусить и руку”. Окей, попробуйте. А потом все сильно обижаются, когда получают по зубам, потому что когда кто-то пытается паразитировать на моей работе, либо пытается не соблюдать достигнутые со мной договорённости, я всегда готов ощетиниться.
Мы взяли направление на то, что вот у нас есть комьюнити, и мы с ним работаем. Работаем на благо. И сейчас это комьюнити составляет больше 50% нашего рынка компьютерных клубов. Я решил сконцентрироваться на том, чтобы вот этому комьюнити прежде всего приносить какую-то пользу. А все остальные... Ну, хотите — присоединяйтесь, а нет, мешать вам я никак не собираюсь.
❓ Даже несмотря на то, что вот у тебя есть твоё комьюнити, ты не забиваешь на общее комьюнити всех компьютерных клубов, потому что есть LANGAME App?
– LANGAME App – это история про то, чтобы показать вообще, что индустрия большая. Последнее время очень часто говорят о том, что LANGAME – это софт. Нет, это не софт. LANGAME – это агрегатор. Это про сообщество. Это экосистема, направленная на развитие культуры и бизнеса компьютерных клубов. И софт – это лишь один из продуктов, на котором мы просто зарабатываем, предоставляя определенный уровень услуг. Как и техническая поддержка – тоже одна из услуг. Агрегатор же на текущий момент денег как таковых не приносит. Он больше является некоторой витриной для отдельных индустрий. Опять же, конференция – это тоже продукт убыточный, потому что мы в него также докладываем деньги. И KNIGHT Challenge – тоже продукт, в который мы закладываем деньги, пусть и при помощи партнёров. Youtube-канал и работа с комьюнити прибыли тоже не приносят. Но при этом мы всё равно этим занимаемся в рамках той заявленной цели, которую вынесли в заголовок – развитие культуры и бизнеса компьютерных клубов. И когда люди начинают нас сокращать до ПО, мы пытаемся всех поправить и сказать, что далеко не только ПО. Мы чуть-чуть шире и запросов у нас чуть-чуть побольше. А люди, которые пытаются с нами конкурировать в рамках ПО, не понимают, что у нас ещё куча продуктов. И занимаемся мы прям комплексным развитием. Моя цель – сделать так, чтобы индустрия компьютерных клубов имела зрелых партнёров и зрелые возможности, чтобы в этой индустрии появились новые продукты. Мы про то, чтобы в этой индустрии в целом было больше денег. И как показывает практика тех партнёров, кто с нами работает, клубы начинают больше зарабатывать. Появляются лишние средства, которые они готовы инвестировать в какие-то новые проекты. Особенно с партнёром, которому они доверяют. Моя задача в текущей компании – расти вместе с индустрией и дать ей дополнительную наполненность, которую отдельно взятый клуб не сможет создать.
3. Игровые рабочие станции
Ingrem Veyron Max
Итак, первым ингремом является Veyron Max. Вот такая вот огромная штука весом где-то под 200 кг. Притом платформа и кресло продаются раздельно. А в сборе всё это стоит, по-моему, 5000 долларов. И это без монитора. Он тоже отдельный и покупался специально для данного аппарата. Собственно здесь установлен монитор Samsung Odyssey G9. Такой ингрем простоял у меня в клубе где-то полтора года. Вроде бы ничего не развалилось и фактически всё осталось в том же виде. Отмечу, что когда садишься, то прям ощущается полный эффект присутствия с таким экраном. Также в комплекте есть пульт, с помощью которого можно регулировать движение экрана (выше, ниже, ближе). Снизу у вас имеется удобная подставка для ног, которая выезжает и управляется также с пульта, еще можно включить подсветку, вибрацию и даже подогрев сиденья. Спинка регулируется, как у всех кресел, ручным способом. А что касательно игр? Тут всё очень индивидуально. Кому-то понравится, кому-то нет. Но эта штука явно не для соревновательного гейминга, а больше про комфорт, про какой-то интересный эксперимент. В своё время мы планировали предлагать такие места стримерам и блогерам. Но потом пообщались с несколькими ребятами и поняли, что им банально негде их поставить, ибо эта штука реально занимает очень много места и смысла в их использовании как такового нет. В общем, штука оказалась не сильно практичная, хоть и классная.
Ingrem OrionX
Вторая модель называется OrionX. В чем ее крутость? Во-первых, она меньше и компактнее. Во-вторых, рассчитана под один монитор. Стоила 3500 долларов с привозом сюда. Только место без компа, без монитора, без всего. Она не такая роботизированная, как первая модель. В качестве рабочего места эта штука выглядит даже прикольнее и удобнее. Этот ингрем в клубах у нас не стоял, хоть мы и изначально планировали его внедрить. Что тут можно настроить? Много чего, ведь тут есть подставка для ног, два USB порта для зарядки телефона, отверстия для стаканов., функция откидывающейся спинки кресла, позволяющая принимать полулежачую позицию для минимизации нагрузки на позвоночник. Но опять же, это не про соревновательный гейминг. Ингрем вообще позиционирует себя как Workstation, то есть рабочая станция. Нужно ли он в качестве интегрированного рабочего места или нет в клубе — решать вам. Я от их использования отказался, потому что они занимают очень много места, хотя вполне подойдут для каких-нибудь больших арен. На такое, наверное, можно давать какую-нибудь промоакцию, типа приходите и поработайте на ней бесплатно 3 часа. С точки зрения маркетинга эффект произведет, но с точки зрения бизнеса эта штука, скорее всего, слабо окупаемая.
Подводя итоги, хочу сказать, что мебель лежит в основе интерьера вашего клуба. И от того, насколько продумано вы сделаете этот элемент, будет зависеть удобство нахождения в заведении. Не бойтесь пробовать что-то новое. Я же показал все свои эксперименты, которые были в моей истории. И никто не запрещает вам прожить эти же эксперименты самостоятельно или вместе со мной. Говорят, мудрый человек живёт не своим опытом, а старается учиться на ошибках чужих. Собственно, предлагаю поучиться на моих. Возможно, подсмотрите какие-то идеи и модернизируете их. Вы вольны делать всё, что хотите! Но каждый раз я призываю, прежде всего, руководствоваться вашими возможностями и целесообразностью тех или иных действий. Выбирайте объем экспериментов так, чтобы это не сильно отразилось на стабильности бизнеса.
0 комментариев
Представитель клуба Ланнер
Если хотите оставить комментарий или оценить ответ, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.